+7 (495) 627-77-13
Технологичность
производственных процессов
Применение инновационных технологий производства
Эффективные инструменты управления бизнесом
Натуральная и экологичная
продукция

Ритейл готовится пересматривать ассортимент после принятых поправок в закон о торговле

29.06.16

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о торговле, изменяющие схемы работы торговых сетей и их поставщиков. Первое чтение документа, внесенного депутатами во главе с Ириной Яровой и сенаторами, состоялось еще в мае 2015 г., после чего дискуссия между участниками рынка и чиновниками растянулась более чем на год.

Правительственные поправки и первоначальная версия поправок ко второму чтению предполагали более мягкие по сравнению с первоначальным вариантом изменения. Так, размер вознаграждения ритейла от поставщиков предлагалось ограничить 5% цены поставленного товара, а не 3% (сейчас – 10%), услуги по логистике не включать в его расчет, зато учитывать размер акциза для подакцизной продукции – отмены этого добивались производители крепкого алкоголя. Но за несколько часов до второго и третьего чтения в Госдуме комитет по экономполитике изменил формулировки. В итоге депутаты одобрили расчет 5%-ного вознаграждения с учетом логистики, но без акциза. Также, если поправки одобрит Совет Федерации и подпишет президент, будет запрещено использовать договор комиссии при поставках товаров, а сроки расчетов сетей и их поставщиков ускорятся, например, до восьми дней по товарам со сроком годности меньше 10 дней.

Сокращение сроков оплаты за поставленный товар – безусловный плюс для производителей, оно уменьшит потребность предприятий в оборотных деньгах. От ограничения вознаграждения сети 5% «выиграют производители качественных и востребованных покупателем товаров»,  ритейлеры станут тщательнее составлять «наиболее продаваемый ассортимент, который дает максимальную валовую торговую наценку, а не рекламные или прочие выплаты».

Кроме того, есть требование ФАС выражать стоимость услуг ритейла поставщику не в процентах, а в рублях и для всех поставщиков одинаковой услуги она должна быть едина. «Непонятно, как разрешать противоречие, не нарушая требований регуляторов: сложно точно посчитать объем услуг по продвижению как процент товарооборота, чтобы он одновременно не превышал 5% закупки от совершенно разных поставщиков», – рассуждает сотрудник  федерального ритейлера.

Положение крупнейших компаний выгоднее: у них лучше управление затратами и издержками, они, возможно, смогут найти варианты частичной компенсации новых ограничений за счет большей закупочной силы (способность договариваться о выгодных ценах за счет больших объемов закупок. – «Ведомости»), отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Но даже крупные ритейлеры давно оптимизируют операционные издержки, напоминает она, т. е. быстро и существенно сократить их может быть крайне сложной задачей.

Совет Федерации рассмотрит проект поправок на текущей неделе, ожидает Ломакин-Румянцев, если документ будет одобрен и его подпишет президент, то не позднее 10 июля закон опубликуют, значит, с 20 июля он вступит в силу. Как следует из поправок, новые договоры должны заключаться с момента вступления закона в силу. Для переоформления договоров с действующими поставщиками у торговых сетей есть полгода – срок небольшой, но в него можно уложиться, оптимистично настроен Востриков.